В композиторской деятельности последние годы творчества Ипполитова-Иванова были связанны над разработкой сюжета из событий Парижской Коммуны, задуманной как балет, но в последствии переработанной в оперу «Последняя баррикада».
2010 г. музыкальная общественность отмечает 150-летний юбилей со дня рождения М.М. Ипполитова-Иванова. Это был замечательный дирижёр, композитор, педагог, музыкально-общественный деятель и исследователь этнографических культур. Ученик Н.А. Римского-Корсакого, М.М. Ипполитов-Иванов свыше пятидесяти лет своей жизни отдал делу развития и пропаганды русского и советского музыкального искусства. Являясь профессором Московской консерватории, первым её выборным директором (1906)и первым директором Московской консерватории уже при Советской власти, он воспитал много талантливых музыкантов, среди которых – С.Н.Василенко, Р.М. Глиэр, Н.С. Голованов, А.Б.Гольденвейзер, Л.В.Николаев и др.
В письмах Ипполитова-Иванова отражены важнейшие события его творческой судьбы, и прежде всего – первый приезд в Тифлис в 1882 году, куда он был направлен по рекомендации А.Г.Рубинштейна и где началась его композиторская, педагогическая, исполнительская и музыкально-общественная деятельность. Десятилетнее пребывание Ипполитова-Иванова в Тифлисе (1883-1893) связанно с яркими событиями в музыкальной жизни города, среди которых – основание Тифлисского отделения Русского музыкального общества, открытие первого музыкального училища, коренная перестройка репертуара оперного театра, организация регулярных симфонических концертов и т. д. Огромным художественным достижением Ипполитова-Иванова было успешное осуществление постановок на сцене Казённого театра в Тифлисе опер Чайковского : «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка».
Рубеж XIX - XX веков ознаменован для Ипполитова-Иванова началом работы в качестве дирижёра в Московской частной русской опере. Письма этого периода Римскому-Корсакову живописуют блистательный этап деятельности Частной русской оперы в Москве, связанный с именами выдающихся мастеров оперной сцены: Н.И. Забелы-Врубель, М.В. Бочарова, Е.Я. Цветковой, О.И. Камионского и др.
В 1906 году Ипполитов-Иванов становится первым выборным директором Московской консерватории.Но только в одном письме, со свойственной ему скромностью он комментирует это событие. Он пишет Э.Ф. Направнику: «Не скажу, чтобы эта должность доставляла удовольствие, и уверен, что много унесёт здоровья, но отказаться от неёв нынешнее тяжёлое время нахожу малодушным, и безропотно несу свой крест, хотя и недостоин и непригоден для неё. Есть пословица: «На безлюдье и Фома дворянин», - вот я такой и есть директор». *
В предреволюционное десятилетие интенсивно развёртывается также деятельность Ипполитова-Иванова как дирижёра симфонических собраний Русского музыкального общества, а также концертов Русского хорового общества. Венцом её явилось первое исполнение в Москве 9 марта 1913 года баховских «Страстей по Матфею».
Об общественной деятельности Ипполитова-Иванова мы можем узнать из его обширной переписки со всеми выдающимися деятелями искусства того времени.
Оставив в 1922 году пост директора Московской консерватории, Ипполитов-Иванов занимается реорганизацией консерватории в Тифлисе. Он не только помогал налаживать профессиональное музыкальное образование в Грузии, но и откликался на всё новое, интересное и ценное в национальном творчестве.
Ипполитов-Иванов, вернувшись в 1925 году в Москву, получил приглашение занять место дирижёра Большого театра. Первый спектакль, которым он дирижировал в Большом театре, был «Демон» А.Г.Рубинштейна. В композиторской деятельности последние годы творчества Ипполитова-Иванова были связанны над разработкой сюжета из событий Парижской Коммуны, задуманной как балет, но в последствии переработанной в оперу «Последняя баррикада».
М.М. Ипполитов-Иванов не создал завершённой эстетической теории, у него мало статей, посвящённых специально эстетическим проблемам, но вместе с тем все его высказывания исходят из последовательной системы художественных взглядов передового музыканта, как зеницу ока охранявшего лучшие традиции русской классической музыки.
С необычайным вниманием относился он к развитию самодеятельного искусства. «Я считаю, писал Ипполитов-Иванов, - что широкое движение самодеятельности в искусстве способствует выявлению индивидуальных дарований из рабоче-крестьянской молодёжи, которое нужно всячески активизировать». * Он подчёркивал, что участие в самодеятельном творчестве оказывает благотворное влияние на формирование и гармоническое развитие личности в самых различных сферах общественной жизни. Это как бы вскользь высказанное положение являлось, по существу, итогом многолетних раздумий Ипполитова-Иванова. Ещё в начале века он выдвинул проект под названием «Музыкальная грамота для фабрично-заводских рабочих». «Эту музыкальную грамоту, - сообщалось в печати, - предполагается ввести во всех фабриках и заводах для обучения рабочих музыкальным знаниям и устройства на фабриках рабочих хоров и оркестров». * Однако в то время это прогрессивное начинание не могло увенчаться успехом и найти соответствующую поддержку.
Композитор оставил богатое наследие – музыкальные произведения почти всех жанров. Им созданы оперы: «Измена», «Руфь», «Ася», «Оле из Нордланда», «Азра», и уже в советский период – «Последняя баррикада».
Его перу пренадлежит множество оркестровых произведений: симфония в четырёх частях, несколько сюит, в их числе широко известные «Кавказские эскизы», «Армянскую рапсодию», грузинскую сюиту «Иверия», симфоническая поэма «Мцыри» и др.
Ипполитов-Иванов - автор большого числа хоровых произведений, квартетов, инструментальных пьес, а также музыки к драматическим произведениям. Его многочисленные романсы, отличающиеся искренностью, теплотой, удобностью исполнения и интерпретации, любимы певцами-исполнителями.
Музыкальный язык Ипполитова-Иванова прост, ясен и понятен массовому слушателю: ему чужда погоня за внешними эффектами, в нём господствует мелодическое начало, близкое к творчеству Чайковского.
Ипполитов-Иванов был выдающимся исследователем этнографического творчества русского, чешского, грузинского, молдавского, белорусского, татарского, турецкого, арабского, английского, бельгийского, французского, карельского и др. народов. Особенно внимание Ипполитова-Иванова привлекало изучение восточных культур. География его этнографических интересов постепенно расширялась – от народного творчества ближнего востока он перешёл к работе с японским фольклором и японской поэзией. Результатом этого стало сочинение вокального цикла на пять японских стихотворений.
Ипполитов-Иванов явился продолжателем традиции обращения к ориентальности у русских композиторов: М. Глинки, Н. Римского-Корсакого, А.Бородина, М. Балакирева, А.Лядова и др. Эта тема стала вновь популярна в творчестве современных композиторов: А. Хачатуряна, А. Исаковой, Л. Бобылёва, Ш.Чалаева, Т. Шатковской и др.
Прережде чем передти непосредственно к разбору вокального цикла следует сделать небольшой экскурс и рассказать о традиционных жанрах японской поэзии. Существует два вида японских стихотворений: хокку и танка.
Хокку – это трёхстишие. Характерное отличие его - обязательное количество слогов: семь в первой строчке, пять – во второй и три – в третьей. Хокку пишется одним автором. Художественная задача хокку – передать чувства человека через описание явлений природы.
Танка – пятистишие, состоящее из двух частей. Первая часть – трёхстишие – описывает явление природы, а вторая часть – двустишие – выражает чувства переживаемые человеком. Как правило, эти две части имеют логическую и сюжетную связь. Танка – обычно итог творчества двух авторов, при чём некоторые поэты всегда пишут первую часть, другие специализируются на вторых частях.
Нужно отметить, что часто при переводе с японского языка количество слогов может изменяться, поэтому о жанровой принадлежности того или иного стихотворения мы можем судить основываясь его на смысле и содержании.
Вокальный цикл на пять японских стихотворений (соч. 60) состоит из пяти романсов. Написан для сопрано в сопровождении фортепиано. Впервые издан в 1923 г.в Москве. Цикл посвящён первой исполнительнице этого произведения - . Е.В.Баронкиной. Пять романсов поистине представляют собой единое целое. Это выражено и в тональном плане (Es, Ges, Es, es, b) – все тональности бемольные и близкой степени родства, движение тональностей от мажора к минору – идея, противоположная бетховенскому движению от мрака к свету. Также объединяющим элементом цикла является гармония – частое употребление увеличенного тризвучия придаёт музыке характерный восточный колорит. Все романсы выдержанны в классическом темпо-ритме, В всех романсах сохраняется один темп – не слишком быстрый, но и не медленный. Мелодика романсов продолжает традиции русской музыки. Ипполитов-Иванов использует два вида фактуры – арпеджированные аккорды и хоральность. Романсы паписаны в простых формах, периода, простой двухчастной и трёхчастной. Ипполитов-Иванов удивительно чутко сумел воплотить образы японской поэзии средствами классической русской музыки. Какие бы страсти и трагедии не обуревали героя, всё рассматривается с философской точки зрения – взглядом со стороны.
Первые четыре пьесы написаны на стихи неизвестных авторов, последний на стихи японского поэта XIII - XIV века – Тимонори. Все стихотворения даны в переводе > А. Глускиной.
«Аллеи все осыпаны листвою,
И в алый цвет окрашен листьев ряд –
То осень к нам стучится…
То осень к нам пришла,
Своею непогодой разгонит всех друзей,
На светлый огонёк никто к нам не придёт,
Кто дорог нам и мил!»
Романс написан в форме периода, состоящего из трёх предложений(11 тактов и фортепианное заключение 3 такта), неповторного, однотонального. Первое предложение являет собой изложение основной музыкальной мысли – движение по звукам увеличенного тризвучия у вокалиста и движение по звукам тонического тризвучия в партии фортепиано. Во втором предложении идёт развитие музыкального материала, подводящее к кульминации в шестом такте. Затем нисходящая секвенция и два повторяющихся такта приводят к репризе в фортепианной партии. В данном случае период - это форма вокальной партии. Если рассмотривать строение романса с учётом фортепианного заключения, становятся очевидны черты простой трёхчастной репризной формы. Вокальная партия следует за строением стиха – трёхстишием, в то время как в целом романс написан в классической для этого жанра форме.
Темп спокойный - Moderato assai.
В начале вокальная партия находится в среднем регистре, затем после развития и кульминации на соль бемоль постепенная нисходящая секвенция возвращает тесситуру в средний регистр. Ипполитов-Иванов использует арпеджированные гармонические построения в комплементарном изложении – в первой половине такта вокальная мелодия двигается по звукам аккорда, во второй части такта фактура партии фортепиано гармонически запоняет длинную ноту солиста. Романс заканчивается мягким и умиротворённым звучанием, фортепиано вторит первому мотиву вокальной партии.
«Ах, в этом мире страдать я устал,
Ах, в этом мире печали и слёз…
Я уйду в глубину дальних гор.
Пусть жизнь моя там исчезнет, как сон,
Как тает белый снег в солнца лучах, на вершинах гор,
На листьях горного клёна…»
Темп романса также спокойный – Moderato. Написан в форме периода, состоящего из трёх предложений, неповторного, однотонального, ( 1 такт - вступление, 13 тактов - период и 4 – заключение). Этот романс имеет такую же особенность формы, как и первый. Форма периода из трёх предложений соответствует вокальной партии, в то время как если проанализировать эту пьесу с учётом фортепианного заключения, станут очевидны черты простой двухчастной репризной формы. В данном случае это также связанно со строением поэтического текста. Этот тонкий композиторский приём , очень точно воплощаетособенности японского поэтического языка в традициях классической европейской музыки. Предложения состоят из четырёх тактов каждое., при этом первы и вторые двутакты каждого предложения повторяются, но с различной гармонизацией в аккомпанементе. Заключение фортепиано – реприза – повторяет первое предложение романса. Кульминация приходится на 10 такт. Первый кульминационный такт написан в оттенке mf , затем его повторение эхом звучит на р. Романс также заканчивается умиротворённо, тихая динамика фортепиано воплощает спокойное, философское отношение к миру.
Здесь используется хоральная фактура. Диапазон вокальной партии так же не велик (ре-бемоль – соль-бемоль). Звучание чистых гармоний в хоральном изложении очень тонко передаёт картину горных высот и сопутствующего им величественного спокойствия.
«О запах померанцев, так ждущих жадно мая,
Опять вдыхаю я всю прелесть их цветов…
И вот любовь мелькнула предо мной былая,
И вновь явился ты в мечтах весны желанной,
Но ты не тот теперь, не тот, чем был когда-то…
Тебя не узнаю – ведь сердца твоего никто не знает,
И не поймут его…
Но почему цветы совсем по-прежнему благоухают,
И так они тебя всегда напоминают!
По-прежнему тебя напоминают!»
Этот романс первый в подвижном темпе – Allegro moderato. «О запах померанцев» - самая развёрнутая пьеса цикла. Форма, избранная Ипполитовы-Ивановым для этого произведения также наиболее сложная во всём цикле. Романс написан в смешанной трёхчастной форме с тональной репризой, где крайние части соответствуют размерам набольшого периода (пять тактов и семь тактов), а средняя часть представляет собой простую трёхчастную безрепризную форму. В середине третьего раздела средней части музыка достигает трагически кульминационного звучания на словах «тебя не узнаю – ведь сердца твоего никто не знает. После этого в вокальной партии и у фортепиано начинается удивительно тонкая интонационная перекличка, напоминающая построение кульминаций в музыке П.И.чайковского – одного из любимых композиторов Ипполитова-Иванова. Затем следует предыкт на доминантовом органном пункте, который подводит ко второй, лирической кульминации романса. Тональная реприза идёт на тоническом органном пункте, основана на мелодических элементах предыкта, но в отличие от напряженного предыкта, звучащего на доминантовой гармонии, в репризе развязка и следующее за ней постепенное успокоение и смирение. Фактура , как в первом романсе, арпеджированные аккорды и ломанные интервалы. В этой пьесе, как и в других сочинениях цикла, изложение аккомпанемента очень точно воплощает поэтическую атмосферу. Ломанная фактура, в не громком звучании создаёт впечатление шелеста листьев, и конечно, взволнованных чувств, связанных с этими явлениями природы.
«В тумане утреннем вся бухта Акаси,
Которой свет зари едва-едва коснулся
Невидно островов в дали…
И думы все мои о корабле,
Который счастье всё унёс.
Разбил мне сердце и не вернулся…»
Темп этого произведения также спокойный – Andantino.
Романс написан в простой трёхчастной форме. Необходимо отметить важнейшую роль партии фортепиано в образовании этой формы. Строение вокальной партии ближе к периоду из трёх предложений, но огромная значимость, объём вступления, чёткий выраженный тематизм, звучащий только в партии фортепиано, заставляют принять фортепиано полноправным участником формообразования в этом произведении. Как и в остальных романсах этого цикла, в партии фортепиано с самого начала задаётся основной колорит, октавные унисоны сразу же настраивают нас на основную мысль произведения. Затем следуют сольные тирады в вокальной партии, сопровождаемые лишь отдельными, короткими аккордами. Первый раздел состоит из четырнадцати тактов, из которых восемь – вступление и шесть – монолог солиста. Затем следует небольшая средняя часть из пяти тактов, содержащая кульминацию романса. Мелодия и аккомпанемент сливаются в единое целое – вокальная партия в точности дублируется октавами в партии фортепиано. Реприза, состоящая из десяти тактов, начинается со звучания основного элемента вступления. Он повторяется четыре раза, прерываемый лишь отдельными всхлипывающими репликами солиста.
Нужно отметить очень тонкий композиторский приём Ипполитова-Иванова, использованный для воплощения образа моря и темы трагической любви. Сюжет этого стихотворения имеет явное сходство с сюжетом оперы «Мадам Баттерфляй». Это заметил и композитор и включил в партию фортепиано традиционно пучиневские октавные унисоны. Также неслучаен выбор тональности, ведь основная ария Чио-Чио-Сан написана в тональности параллельной ми-бемоль минору. В этом романсе используется характерно европейский приём музыкального развития - повтор поэтической строки в музыке. Это самый широкий по диапозону романс цикла, поэтому он находится в самой середине цикла, что в очередной раз подчёркивает мастерское знание композитором вокальной техники.
Все склоны там, у горочки, покрыты цветом вишни,
Блестят, горят на солнышке, как мотылёчка крылья,
Мотылёчка крылья…
И вот мне кажется, что белые цветы –
Не вишни лепестки,
А просто снег!
Темп этого романса самый подвижный в цикле – Allegro. Благодаря размеру две четверти, характер становится ещё более взволнованным. Необходимо отметить удивительное взаимопроникновение мелодики вокальной партии и аккомпанемента. Форма романса наиболее близка к простой двухчастной, репризной. Небольшое четырёхтактовое вступление начинается со звучания тонической квинты, которая будет остинатным басом всего романса. Первый раздел (двадцать тактов) написан в форме периода, повторного, однотонального, состоит из двух предложений: в первом мелодия проходит в вокальной партии, а во втором основная тема романса звучит в изложении фортепиано. В это время партия солиста вторит фортепианному подголоску. Вторая часть также делится на два раздела: первый - восемь тактов – это небольшая серединка, в которой нет проведения темы, а лишь на фоне фактурного аккомпанемента у вокалиста звучат попевки, основанные на некоторых интонациях основной темы. Второй раздел – это реприза, повторяющая второе предложение первого раздела. Романс заканчивается заключением и дополнением, состоящим из повторения первой интонации основной темы. Это последний и единственный романс цикла, заканчивающийся громким звучанием. Я полагаю, в завершении сочинения Ипполитов-Иванов поставил своеобразную точку исходя из собственного мировоззрения – не смиренного и философского взгляда со стороны, а активного, деятельного, направленного на новые свершения.
Этот цикл является одним из прекраснейших образцов вокальной лирики. Прекрасное знание Ипполитовым-Ивановым вокальной природы, позволило ему создать произведение трудное, но в то же время удивительно удобное для исполнителя. Эти романсы часто используются в учебном процессе, так как помогают в становлении хорошей вокальной школы, в то же время они популярны и у маститых, сложившихся певцов. Вокальный цикл на пять японских стихотворений многие годы остаётся актуальным и и любимым исполнителями и публикой.
|