4.11); эннеада (тройная тройка = 9) главных богов Древнего Египта;
Триединство — священный образ Сущего — живая мера истинности — Первоединица. Триединый — трехаспектный — троичный. Древнейший (кватернер) образ и могучий современный оператор приближения к Истине — триединство, моделирующий созидание, сохранение, разрушение и Тайну всякой целостности.
1. Др.-инд.: trimurti — тройственный образ, обладающий тремя обликами, тримурти; санскр.: trikayai — трикая, три тела и три способа существования Будды (два тела «во плоти» и тело «Закона»);греч.: trias — троица, троичность; трикирий — подсвечник для трех свечей, символизирующий троицу; лат.: tres — число три; terni — по три, трое вместе; triplex — тройной; trinitas — триада; англ.: tern — три предмета, три числа, тройка; ternare — три, тройка, триада, тройной, состоящий из трех основных частей, трехаспектный, тройчатый, тернарный; ternate — тройчатый; ternion — тройка, триада; terra — земля, континент; Triniti — Троица (праздник), Whitsun, Whitsunday.
2.
2.1. Триединство — три нерасчленимых первообраза Сущего — трех- ликость Истины — Святая Троица — Тримурти (индуистская троица: Брахма — Вишну — Шива или Рудра, олицетворяющие космические процессы созидания, сохранения и разрушения) — Священная Триада — троичность — тройственность — трехчленность — трехчастность — триединость — трехаспектность — трехэлементность — трехипостасность — Тернер (оккультно-мистическая модель трехаспектности всего Сущего) — трикветр (трикветра, триквестр) — тройство Трисирос (в Ригведе — трехглавый), Троян (Траян), Геката (трехликая), Тривия (римская богиня трех путей), Трикая («три тела Будды), Афина — Tritogeneia (трижды рожденная), Трин (лат.: trinus — тройной); тригонал (лат. заимств. из греч.: trigonalis) — аспект с углом в 1200 считается одним из самых благоприятных аспектов; тригон (греч.: trigon — треугольник); триплицитет — известное уже в Древнем Вавилоне объединение знака в четыре группы по три знака; триграммы, гексаграммы и тетраграммы -древнейшая основа китайской философии, мистики и науки (см. разд. 4.11); эннеада (тройная тройка = 9) главных богов Древнего Египта; трихотомия (греч.: tricha + tome — сечение на три части; ср.- дихотомия); трикалу — триединство времени; тришул — трезубец Шивы.
Образы, характеризующие семью триединых терминов, представлены на рис. 1-12, 16.
2.2. Троичная Единица, кватернер Пифагора — живая единица — оператор триединства — первомодель.
2.3. Тиара (греч.: tiara) — головной убор персидских и ассирийских царей; тройная корона папы римского; тристула-хаста — жест: поднятые вверх три пальца правой руки (рис. 3б).
3.
3.1.Троичность высших божеств почти во всех развитых религиозных системах. Так, например, Брахма — Вишну — Шива, Агни — Индра — Сурья — (индуизм); Амон — Мут (жена, богиня неба) — Хонсу (сын, бог луны), египетская мифология, фиванская триада; Птах — Сехмет (жена, богиня войны) — Нефертум (сын, бог растительности), мемфисская триада; Небесное начало (Тянь-и) — Земное начало (Ди-и) — Высшее единое (Тай-и), мифология даосизма; Ахурамаз-да (воздействующее Слово) — Аша Вахшита (праведность, наилучший распорядок) — Воху Мана (благая Мысль), древнеиранская мифология, зороастризм; Ахмурамазда — Митра — Ардвисура Анахита (богиня вод), дозороастрийская и древнеперсидская мифология.
3.2. Три ипостаси, лика, сущности высшего Божества.
Так, например, в «Махабхарате» Агни провозглашается имеющим три ипостаси: огонь — молния — солнце; созидатель- хранитель — разрушитель мира. Различные ветви древа индуизма толкуют Тримурти как три ипостаси Вишны или Шивы, реже — Брахмы.
3.3.1. Трехликая Геката
Древнее хтоническое божество. И после победы пантеона олимпийских богов над титанами Геката сохранила свои архаические функции, была глубоко чтима самим Зевсом.
Образ Гекаты: трехликая, со змеями в волосах, с пылающим факелом.
Родство, связи, аналогии: Геката — ночная «хтония» и небесная «урания»- олицетворяет мрак, и вместе с тем она лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, а также Деметре (жизненная сила земли) и Персефоне (богиня подземного царства).
3.3.2. Троичность Агни
Троичная природа Агни проявляется так: триязычие, троякий свет, три жизни; три силы; три жилища, три места рождения (небо, вода, земля).
Среди множества имен Агни наиболее известны: Знаток всех существ, знающий о (предшествующих) рождениях (Джатаведас); Принадлежащий всем (людям); Сын самого себя.
3.3.3. Воплощением триединства фундаментальных качеств, свойств жизни (гун) воспринимаются три ипостаси высших божеств. Так, например, гуна действительности, активности, страстности — Брахма; гуна ясности, уравновешенности, сознательности — Вишну; гуна пассивности, бессознательности, инертности — Шива.
3.3.4. AUM — звуковое воплощение высшей — троичной — трехаспектной божественной сущности.
Считается (Е.Рерих «Агни Йога», т.2, с.642), что существует этимологическая связь этого термина с понятием «AMEN». Эта связь выявляется через греческий, еврейский, египетский, сумерийский языки.
В санскрите звук «AUM» соответствует звуку «ОМ» (одна санскритская буква).
Первая буква термина «AUM» — первый Аркан Таро, первоединица, первая буква многих древних и современных алфавитов. При этом «А» толкуется как «мысль — основа», «U» — свет, «М» — «тайна — сокровенное» (Е.Рерих «Агни Йога, т.2, с.619).
3.4. Троичная модель познания
В древнем Китае и иных древних цивилизациях «три» — совершенное число, начало числового ряда, образ абсолютного совершенства.
«Три» — основополагающая модель макрокосма, социума, биоты и вообще всякой жизни. Так, например: три мира, три высшие ценности, триединство божественной и человеческой сущности и др.
3.5. Триединство — мера целостности, исцеленности, неповрежденности знания.
3.6. Жизненное, человеческое значение числа «три» и «триады» охватывает многовековые истоки биологической эволюции. Существование двух (отца и матери) почти неизбежно приводит к появлению третьего (сына). По словам Лао-цзы «...одно рождает двоих, двое порождают третьего; трое рождают десять тысяч вещей (т.е. весь мир.)». Поэтому триада обладает способностью разрешать конфликт, созданный дуализмом. Словарь символов, с.521.
3.7. Бог есть Дух, имеющий триединое сознание при единстве жизни и существа, и в этом триединстве соединяется самобытность и раздельность трех божественных ипостасей с единством божественного самосознания... Бог есть самоотвергающая Любовь Трех, которая имеет такую полноту взаимности, что соединяет трех в одной жизни. Догмат Св. Троицы является в православии также общим со всем христианским миром... Мы в своем собственном самосознании находим такие ослепительные знаки триипостасного триединства (я — ты — мы), что догмат этот является и необходимостью для мысли и исходной темой для метафизических построений.
С. Булгаков. Православие. М., «Терра», 1991, с. 227, 228.
3.8. Три силы бытия, надразумное, разумное и подразумное, присутствуют, но с бесконечно варьирующей рельефностью, во всех наших действиях.
Шри Ауробиндо. Человеческий цикл. с. 164.
4.
4.1. Триединство — живая мера Сущего
Во всех достаточно развитых типах знания в качестве фундаментальной единицы — меры, эталона познаваемой живой системы осознано триединство. В философском типе знания примерами воплощения этого понятия являются: нерасчленимая целостность материального — психического — духовного; прошлого — настоящего — будущего; реальности — сознания — языка (инструмента познания) и т.д.
В области искусственного интеллекта вечный образ триединства осознан и развивается в качестве одного из фундаментальных операторов образной математики. При этом примером трех основных аспектов триединства в таком операторе может быть взаимодействие: личность (обобщенное понятие) — проблемная ситуация — средство. В сердцевине этого оператора — неуничтожимая область неопределенности, тайны, резонансно-спонтанного возбуждения (рис. 2).
4.2. Венок триединого соответствия
Венки живых резонансных соответствий, спонтанно проявляясь, всплывают, словно глаз Одина в источнике мудрости. Они возбуждаются (к неповторимости проявления) таинством устремления к гармонизации взаимодействия триединства: проблемная ситуация — личность — внешние системы.
4.4. Древнее учение о троичности
Одно из древнейших имен триединства — тернер (троичность, тройственность, трехчленность).
Оккультно-мистическая традиция считает достоверным тот факт, что в древности учение о троичной сущности (минимально достаточной модели — первоединицы — живом операторе) было известно от Китая до Скандинавии.
Основополагающий смысл этого понятия запечатлен в изречении, приписываемом Зороастру: «...Тернер сверкает повсюду во Вселенной и монада (единица) — его начало..»..
С учением о троичности всякой системы Пифагор, по преданию, ознакомился в Тире, Мемфисе и Вавилоне. Кроме Пифагора, углублением и совершенствованием этого учения занимались также древние египтяне, евреи, индусы и др.
В этом учении троичность одушевленной Вселенной понималась как целостность, таинственное триединство разума, души и тела. Человек (микрокосм, малая Вселенная) считался изоморфным, подобным (по сущности, глубинной структуре, принципам жизни) Вселенной (рис. 14).
В священной единице Пифагора, включающей в себя три аспекта, три члена всего сущего (например, 1 — семья, Всевышний, Вселенная; при этом первый член — отец, Творец, Дух; второй — мать, возрождающее начало, Материя; третий — дитя, Мир, т.е., и начало нового и разрушение прежнего), ясно различается, скрытое под именем кватернера, фундаментальное понятие совершенного системного познания — живой оператор. Этот оператор воплотил неясную, сакральную древнейшую интуицию триединства в образную модель, где целостность всякой системы ритмически дышит как трехаспектная структура, в сердцевине которой резонансно, спонтанно живет огонь Тайны — области, принципиально недоступной разуму. Параметры этой области (размеры, ритмы и др.) — характеристики меры незнания (рис. 2).
Известное истолкование троичности как нецелостности — неполноты кватернера основано на следующем недоразумении. Кватернер при этом понимается как число 4, сопоставляемое с числом 3. По сути же своей, как разъяснено здесь и ранее, кватернер Пифагора и триединство — понятия, которые принципиально не переводимы достоверно на язык объективной арифметики. Они лишь ориентировочно соответствуют числам 4 и 3. Наиболее ясно их сущность выражает живой оператор триединства.
4.6. От модели Менделеева к триединой модели
4.6.1. В основе жизни заложено в большинстве случаев триединство основных факторов.
Это триединство действует при неуничтожимом аспекте спонтанности (в среде привходящих факторов).
В зависимости от того, динамика какого процесса рассматривается, роль основополагающих факторов проявляется через свои функциональные связи.
В современном представлении таблицы Менделеева триединая ее модель может быть истолкована так: номер строки, номер столбца, а также дополнительная информация в виде номера изотопа и спина ядра, помещаемого в клетках таблицы.
4.6.2. Соображения о «третьей размерности» периодической системы элементов.
1. Периодическая система элементов создана более ста лет назад. Затем создана теория строения вещества, которая должна была вложить новую информацию в периодическую систему, в частности, в соответствии с древними философскими концепциями добавить к двум размерностям таблицы периодической системы (по строкам и столбцам) еще, по крайней мере, одну размерность.
1.1. Фактическим выходом за рамки указанной таблицы является размещение в одной клетке многих (редкоземельных) элементов, различающихся зарядом, но идентичных по химическим свойствам из-за достройки внутренних энергетических уровней.
1.2. Кроме заряда ядра, положенного в основу периодической системы, должны быть приняты во внимание спин, масса и возбужденные уровни ядра. Учет этих характеристик ядра существенно влияет на макроскопические свойства молекул. Так, различны макроскопические свойства ортои параводорода, в которых спины ядер параллельны и соответственно антипараллельны (1). Эти модификации молекул водорода практически не переходят друг в друга, имеют разные теплоемкости, температуры плавления, химические свойства. Таким образом, ориентация ядерных спинов в молекуле может быть интерпретирована как параметр, выходящий за рамки исходной периодической системы элементов.
1.3. Общеизвестно влияние массы ядра (изотопы) на макроскопические свойства, такие, как плотность, коэффициент диффузии (2), оптические свойства, существенные для лазерно-химической технологии. Таким образом, разделение элементов по изотопам также является выходом за пределы классической двумерной модели таблицы Менделеева.
1.4. В литературе слабо отражено влияние свойств изотопов на тонкие превращения вещества в неживой и, особенно, в живой природе. В (3, с. 40-41, 47) можно найти указание на происходящую в природе существенную селекцию изотопов, что не отражено в классической периодической системе элементов. Систематический анализ такой селекции мог бы внести важные коррективы и увеличить размерность таблицы.
1.5. Следует отметить, что периодическая система элементов обычно сопоставляется с классической оболочечной моделью ядра. Это — весьма упрощенная модель, особенно при сочетании атомов в аморфных и кристаллических телах. Выше отмечено, что учет состояний ядра может существенно сказываться на макроскопических свойствах вещества. Эта дополнительная размерность, возможно, проявляется во влиянии магнитного поля на способность намагниченной воды к снижению накипеобразования в паровых котлах (4,5), разных свойствах воды, взятой из разных источников, а также целительных свойствах магнитных браслетов.
Таким образом, могут быть предложены две трехмерные системы размерностей классификации элементов:
1. Строки и столбцы периодической системы, а также параметры ядра (масса, спин).
2. Заряд ядра (обобщены в таблице элементов); масса ядра и спин ядра — оба могут существенно влиять на макроскопические свойства элементов, но недостаточно изучены.
Литература:
1. Краткая химическая энциклопедия, т.1, 1961, с.623.
2. А.И. Бродский. Химия изотопов. АН СССР М., 1957, с.595.
3. Действие ионизирующей радиации на биогеоценоз. Отв. редактор академик М.С. Гуляров, акад. ВАСХНИЛ Р.М. Алексахин. М., «Наука», 1988, с.240.
4. Е.Ф. Тебенихин, В.Т.Гусев. Обработка воды магнитным полем в теплоэнергетике. «Энергия», М., 1970, с.142 (с.14,17).
5. В.И. Миненко. Электромагнитная обработка воды в теплоэнергетике. Харьков, 1981, с.36-38.
4.11. Триграмма, гексаграмма как эталоны древнейших образцов живой меры
В китайской культурной традиции оба термина — «триграмма, гексаграмма» — являются нерасчленимой целостностью, имеющей имя «Гуа», понимаемой как универсальные меры, образно, схемно воплощающие основы познаваемого мира. Гуа соединяет и воплощает в себе принципы геометрической символизации и числовой комбинаторики. Целостная философская концепция Гуа изложена в комментирующей части «Чжоу и» (И цзин« — «Канон перемен, «Каноническая книга перемен». Это наиболее авторитетный и оригинальный канон, вершина «Тринадцатиканония» и «Пятиканония», являющихся Священной основой китайской культуры). Вид восьми триграмм представлен на рис.19. Каждая триграмма образована тремя линиями. Все линии или сплошные, целые (ян), или прерывистые (инь). Две триграммы образуют гексаграмму. Восемь триграмм, называемые «ба гуа», составляют одну размерность матрицы 8х8, названной «люшисы гуа». Гуа — одна из самобытнейших и фундаментальных характеристик метрологии «китайского пути» к освоению основ познания. Это утверждение мощно подтверждается следующим фактом. Лейбниц, создав двоичную арифметику, осознал и выявил одну и ту же закономерность в смене черт гуа в системе Фуси (рис. 12) и в смене знаков 1 и 0 в натуральном ряде чисел. Он истолковал это потрясающее подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех имен и народов.
Углубленное освоение системы «Гуа» позволило выявить соответствие, своеобразные функции перехода от системы Гуа к иным, подобным ей в мистике, астрологии и, в частности, к системе типа «знаки Зодиака».
Характерно, что на пути к живой мере (рис. 2) китайская культура, кроме трехаспектной модели «триграмма», создала и четырехаспектную типа «тетраграмма», в которой каждая комбинация из четырех линий создается уже не двоичным кодом, как в триграмме, а троичным: целая, единожды и дважды прерванная линии. При этом матрица тетраграмм имела 9х9 элементов.
Система «Гуа» является основополагающей в философии и науке Китая, в том числе, астрономии, медицине, топографии и др.
4.12. Славянский мотив триединства.
В «Слове о полку Игореве» русская земля названа «землей Троянией».
Славянская мифология.
Энциклопедический словарь, с.377.
В апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам» (12 в.) Троян — восточнославянский бог, подобный Хорсу, Велесу и Перуну. Его власть толкуется как власть над пространством и временем. Так, века Трояна — языческая эпоха и время княжения первых русских князей — героев (от Владимира Красное Солнышко до Всеслава Полоцкого — последнего мифологизированного князя — оборотня). В южно-славянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда — трехглавый. Здесь явно различается аналогия с божеством балтийских славян — Триглавом. Три его головы — символ власти над тремя царствами — преисподней, землей и небом. > http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260032.htm
|